Централизованный экзамен

НАЧАСЬ РЕГИСТРАЦИЯ НА ЦЭ. ЧТО НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ?

Регистрация учащихся 11 класса, выпускников 2023/2024 учебного года для участия в ЦЭ в этом году проводится с 20 марта по 5 апреля.

Регистрация на ЦТ состоится с 9 по 22 апреля.
В 2024 году ЦТ и ЦЭ пройдут в единые сроки для всех - для выпускников 2024 года, а также тех, кто закончил школу в предыдущие годы.

27 мая — ЦЭ для 11-классников по предмету по выбору и одновременно ЦТ — для выпускников прошлых лет по одному из двух профильных предметов – вступительных экзаменов в вуз на выбор самих абитуриентов.

30 мая — ЦЭ для 11-классников и одновременно ЦТ — для выпускников прошлых лет по белорусскому или русскому языку. Какой именно язык из двух государственных, участник тестирования выбирает сам.

3 и 6 июня — ЦТ по второму из двух профильных предметов – вступительных экзаменов в вуз на выбор самих абитуриентов. Такое испытание должны сдать все, кто планирует поступать в вуз в 2024 году.

Где зарегистрироваться на ЦЭ и ЦТ?
Регистрация учащихся 11 классов для участия в ЦЭ осуществляется учреждениями общего среднего образования.
Зарегистрироваться на ЦТ можно в 40 пунктах онлайн через личный кабинет участника.
Информацию о работе единой системы регистрации участников репетиционного тестирования можно найти в разделе «РТ», «Памятка участнику РТ» на сайте учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний (https://rikc.by).

Что нового в этом году?
— Время прибытия учащихся в пункты проведения ЦЭ сокращено до 30 минут (ранее выпускники обязаны были прибывать за час).
— ЦЭ пройдет в будни, а не в воскресенье, как в прошлом году.
– Резервные дни для ЦЭ по учебным предметам по выбору – в даты проведения ЦТ в резервные дни, иные сроки – 19 августа 2024 г.;
– Резервные дни для ЦЭ по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» – в даты проведения ЦТ в резервные дни, иные сроки – 21 августа 2024 г.

Что останется по-старому?
— Сохранены резервные дни для ЦТ – 19, 21 и 23 июня.

Абитуриенту 2024 (переход на сайт Министерства образования Республики Беларусь)

Памятка участнику централизованного экзамена - 2024

Памятка участнику репетиции централизованного экзамена - 2024

График проведения централизованного экзамена в 2024 году

 

Рекомендации по организации работы педагогических работников в аудитории в ходе проведения централизованного экзамена

Рекомендации по организации работы педагогических работников в аудитории в ходе проведения централизованного экзамена (далее – ЦЭ) разработаны в соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 (в ред. от 15 ноября 2023 г. № 348) и в целях обеспечения единых подходов к распределению обязанностей педагогических работников в аудитории проведения ЦЭ.

 

Для каждой аудитории определяется не менее трех педагогических работников, в числе которых один педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ, или двух уполномоченных лиц и одного педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится ЦЭ. Из числа педагогических работников и (или) уполномоченных лиц определяется ответственный за сопровождение и проведение ЦЭ педагогический работник или уполномоченное лицо (далее ответственный педагогический работник). В состав группы педагогических работников входит хотя бы один представитель из числа педагогических работников учреждений высшего, среднего специального, общего среднего образования другой административно-территориальной (территориальной) единицы, чем та, учащиеся которой проходят ЦЭ в пункте проведения ЦЭ (при наличии такой возможности).

 

В аудиториях пунктов проведения ЦЭ на базе учреждений общего среднего образования и профессиональных колледжей не могут находиться педагогические работники данного учреждения образования и педагогические работники, которые в 2023/2024 учебном году осуществляют образовательный процесс в XI (XII) классах, а также педагогические работники, которые находятся в близком родстве с участниками ЦЭ.

 

Ответственный педагогический работник в аудитории обеспечивает организацию и проведение ЦЭ в аудитории, руководит работой педагогических работников в аудитории. Ответственный педагогический работник:

 

обязан явиться в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за два часа до начала проведения ЦЭ, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и принять участие в жеребьевке педагогических работников, узнав номер корпуса и аудитории, в которой ему предстоит работать;

 

получает у организационной комиссии список участников ЦЭ в аудитории, схему нумерации мест, схему распределения вариантов экзаменационных материалов, бланк протокола проведения ЦЭ в аудитории, пакеты с бланками ответов и экзаменационными работами под подпись в ведомости приемки-передачи (проверить их целостность), листы для рабочих записей, номера для жеребьевки мест участников ЦЭ (проверить их на предмет отсутствия посторонних меток);

 

распределяет функции педагогических работников в аудитории по допуску, жеребьевке, регистрации и размещению участников ЦЭ в аудитории, определяет порядок действий каждого педагогического работника по эвакуации участников ЦЭ в случае возникновения чрезвычайной ситуации, четко установив пути эвакуации;

 

обеспечивает проверку аудитории на готовность к проведению ЦЭ (убедиться в отсутствии запрещенных к использованию предметов, правильности нумерации посадочных мест в соответствии со схемой, проверить количество жетонов (карточек) для жеребьевки участников ЦЭ, убедиться в наличии плаката с образцом бланка ответов, обеспечить оформление доски (планшета), убедиться в наличии часов, находящихся в поле зрения участников ЦЭ, и проверить точность их хода);

 

получает от организационной комиссии непосредственно перед началом проведения ЦЭ пакеты с экзаменационными материалами;

 

организовывает допуск участников ЦЭ в аудиторию, жеребьевку посадочных мест, размещение участников ЦЭ в аудитории в соответствии с результатами жеребьевки;

 

доводит до сведения участников ЦЭ основные требования, предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения;

 

вскрывает пакет с бланками ответов (пересчитывает бланки ответов и сверяет их фактическое количество и номера бланков с количеством и номерами, указанными в акте приемки-передачи бланков ответов из РИКЗ, о чем производит запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории);

 

информирует председателя организационной комиссии о несоответствии количества экзаменационных материалов во вскрытых пакетах количеству, указанному на пакетах, а также о других возможных внештатных ситуациях;

 

оформляет полученный из РИКЗ акт приемки-передачи бланков ответов;

 

организует раздачу бланков ответов в соответствии со схемой распределения экзаменационных вариантов в аудитории;

 

объясняет порядок заполнения бланка ответов;

 

перечеркивает по диагоналям не выданные участникам ЦЭ бланки ответов, складывает их в соответствующий пакет («Погашенные бланки ответов») и не запечатывает;

 

вскрывает пакет с экзаменационными работами (пересчитывает количество экзаменационных работ и сверяет их фактическое количество с количеством, указанным на пакете с экзаменационными работами, полученными из РИКЗ, о чем производит запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории);

 

организует раздачу экзаменационных работ участникам ЦЭ согласно схеме распределения вариантов, обращая внимание на вариант в бланке ответов;

 

вкладывает невыданные экзаменационные работы в соответствующий пакет и запечатывает его сразу же после начала отсчета времени на выполнение экзаменационной работы;

 

фиксирует на доске (планшете) время начала работы над выполнением экзаменационной работы и время его окончания;

 

информирует участников за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;

 

фиксирует в протоколе проведения централизованного экзамена в аудитории факт выхода участников ЦЭ за пределы аудитории;

 

проверяет комплектность экзаменационных материалов, находящихся на рабочем месте участника ЦЭ до выхода из аудитории и повторно по возвращении участника ЦЭ в аудиторию;

 

отстраняет от участия в ЦЭ по данному учебному предмету и удаляет из аудитории участника ЦЭ, нарушающего требования прохождения ЦЭ, вносит данный факт в протокол проведения ЦЭ в аудитории (гасит бланк ответов такого участника ЦЭ путем перечеркивания по диагоналям, вкладывает в пакет с погашенными бланками ответов);

 

фиксирует факт освобождения участника ЦЭ от участия в ЦЭ по уважительной причине в случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведения ЦЭ (гасит бланк ответов такого участника ЦЭ путем перечеркивания по диагоналям, вкладывает в пакет с погашенными бланками ответов);

 

обеспечивает прием экзаменационных материалов (бланков ответов и экзаменационных работ), сбор всех листов для рабочих записей от участников ЦЭ;

 

организует пересчет экзаменационных материалов, упаковку в соответствующие пакеты, оформление сопроводительных ярлыков на пакетах;

 

оформляет акт приемки-передачи бланков ответов, протокол проведения ЦЭ в аудитории;

 

обеспечивает сохранность и конфиденциальность всех экзаменационных материалов до момента передачи их организационной комиссии, своевременную передачу пакетов с экзаменационными материалами организационной комиссии;

 

передает организационной комиссии протокол проведения ЦЭ в аудитории, листы для рабочих записей участников ЦЭ, использованные пакеты.

 

Педагогические работники руководствуются Инструкцией для ответственного педагогического работника по проведению централизованного экзамена в аудитории, размещенной на сайте учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ, https://rikc.by/), выполняют распоряжения ответственных педагогических работников (членов организационной комиссии).

 

Педагогические работники:

 

являются в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за два часа до начала проведения ЦЭ, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и принимают участие в жеребьевке педагогических работников, узнав номер корпуса и аудитории, в которой им предстоит работать;

 

принимают участие в проверке и подготовке аудитории к проведению ЦЭ;

 

осуществляют допуск участников ЦЭ (первый педагогический работник располагается у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному в аудиторию, проверяя наличие пропуска, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность, соответствие фотографии личности участника ЦЭ, срок действия документа, удостоверяющего личность; второй педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, осуществляет жеребьевку рассадки путем вытаскивания номеров посадочных мест и делает отметку в списке участников ЦЭ номера посадочного места (если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно), рассаживает участников ЦЭ в соответствии со схемой нумерации мест в аудитории и следит за тем, чтобы сумки, книги и другие посторонние предметы, запрещенные к проносу в аудиторию, были сданы в гардероб (место для хранения), следит за тем, чтобы участники ЦЭ не переговаривались и не менялись местами;

 

следят за соблюдением порядка и дисциплины в аудиториях в ходе проведения ЦЭ;

 

наблюдают за выполнением участниками ЦЭ требований, предъявляемых к ним в ходе проведения ЦЭ, сообщают ответственному организационной комиссии о выявленных нарушениях данных требований;

 

осуществляют раздачу бланков ответов в соответствии со схемой распределения экзаменационных вариантов в аудитории, а также раздачу экзаменационных работ участникам ЦЭ согласно схеме распределения вариантов, обращая внимание на вариант в бланке ответов;

 

консультируют участников ЦЭ по вопросам, возникающим в ходе заполнения области регистрации, по общим вопросам, возникающим в ходе проведения ЦЭ (ответы на такие вопросы следует произносить громко, доводя до всеобщего сведения);

 

осуществляют прием экзаменационных материалов (бланков ответов и экзаменационных работ), сбор всех листов для рабочих записей от участников ЦЭ (в момент сдачи участниками ЦЭ материалов сверить данные документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ, с данными, внесенными в область регистрации бланка ответов, соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы);

 

участвуют в процессе пересчета экзаменационных материалов, упаковке в соответствующие пакеты, оформлении сопроводительных ярлыков на пакетах, оформлении акта приемки-передачи бланков ответов, а также протоколе проведения ЦЭ в аудитории;

 

в случае выхода участников ЦЭ из аудитории по уважительной причине обеспечивают сопровождение участника ЦЭ педагогическим работником вне аудитории;

 

обеспечивают эвакуацию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

 

 

 

Педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ, выполняет функции, определенные для педагогического работника. Кроме того, отвечает только на вопросы общего характера, его информация доступна всем учащимся в аудитории, а не отдельному участнику экзамена.

 

Педагог-предметник не оказывает помощь в выполнении заданий, его задача снизить напряженность в аудитории, оказать психологическую помощь, помочь учащемуся сформулировать замечание по содержанию экзаменационного задания (при его наличии) и корректно внести данное замечание в протокол проведения экзамена в аудитории.

 

В случае обнаружения дефектов печати бланка экзаменационной работы, опечаток, способных повлиять на выполнение задания учащимися, педагогический работник, преподающий учебный предмет, оперативно информирует об этом организационную комиссию. Организационная комиссия при необходимости связывается с РИКЗ. Педагог-предметник информирует учащихся в аудитории о решении организационной комиссии, согласованном с РИКЗ, по возникшей ситуации.

свернуть

Таблицы соответствия первичных и тестовых баллов централизованного экзамена и централизованного тестирования 2024 г. по учебным предметам

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебным предметам «Русский язык» и «Белорусский язык»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Физика»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Математика»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Химия»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Биология»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Иностранный язык»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «История Беларуси»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Обществоведение»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «География»

Таблица соответствия первичных и тестовых баллов ЦЭ и ЦТ 2024 г. по учебному предмету «Всемирная история (новейшее время)»

Шкалы перевода баллов, полученных участниками ЦЭ по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале

источник: https://edu.gov.by

свернуть

Видеоуроки для подготовки к ЦТ/ЦЭ (математика, физика, химия)

Компания МТС при поддержке Министерства образования Республики Беларусь запустила серию видеоуроков по учебным предметам «Математика», «Физика» и «Химия». Это дополнительный инструмент для повторения учебного материала при подготовке к ЦТ/ЦЭ.

Образовательный контент в видеороликах представлен в сжатом формате и дополнен графикой. Продолжительность одного занятия – до 15 минут. Серия роликов состоит из тем, которые могут вызывать затруднения при самостоятельной подготовке.

Математика

Физика

Химия

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ по организации работы педагогических работников в аудитории в ходе проведения централизованного экзамена

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель

Министра образования Республики Беларусь

А.В. Кадлубай

17.02.2023

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации работы педагогических работников в аудитории в ходе проведения централизованного экзамена

Рекомендации по организации работы педагогических работников в аудитории в ходе проведения централизованного экзамена (далее – ЦЭ) разработаны в соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 11 июля 2022 г. № 184 (в ред. от 30 декабря 2022 г. № 509) и в целях обеспечения единых подходов к распределению обязанностей педагогических работников в аудитории проведения ЦЭ.

Для каждой аудитории определяется не менее трех педагогических работников, в числе которых ответственный педагогический работник по проведению ЦЭ в аудитории, педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ в аудитории, представитель из числа педагогических работников учреждений высшего, среднего специального, общего среднего образования другой административно-территориальной (территориальной) единицы, чем та, учащиеся которой проходят ЦЭ в пункте проведения ЦЭ (при наличии такой возможности).

В аудиториях пунктов проведения ЦЭ на базе учреждений общего среднего образования не могут находиться педагогические работники данного учреждения образования.

Ответственный педагогический работник в аудитории обеспечивает организацию и проведение ЦЭ в аудитории, руководит работой педагогических работников в аудитории. Ответственный педагогический работник:

обязан явиться в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за два часа до начала проведения ЦЭ, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и принять участие в жеребьевке педагогических работников, узнав номер корпуса и аудитории, в которой ему предстоит работать;

получает у организационной комиссии список участников ЦЭ в аудитории, схему нумерации мест, схему распределения вариантов экзаменационных материалов, бланк протокола проведения ЦЭ в аудитории, пакеты с бланками ответов и экзаменационными работами под подпись в ведомости приемки-передачи (проверить их целостность), листы для рабочих записей, номера для жеребьевки мест участников ЦЭ (проверить их на предмет отсутствия посторонних меток);

распределяет функции педагогических работников в аудитории по допуску, жеребьевке, регистрации и размещению участников ЦЭ в аудитории, определяет порядок действий каждого педагогического работника по эвакуации участников ЦЭ в случае возникновения чрезвычайной ситуации, четко установив пути эвакуации;

обеспечивает проверку аудитории на готовность к проведению ЦЭ (убедиться в отсутствии запрещенных к использованию предметов, правильности нумерации посадочных мест в соответствии со схемой, проверить количество жетонов (карточек) для жеребьевки участников ЦЭ, убедиться в наличии плаката с образцом бланка ответов, обеспечить оформление доски (планшета), убедиться в наличии часов, находящихся в поле зрения участников ЦЭ, и проверить точность их хода);

получает от организационной комиссии непосредственно перед началом проведения ЦЭ пакеты с экзаменационными материалами;

организовывает допуск участников ЦЭ в аудиторию, жеребьевку посадочных мест, размещение участников ЦЭ в аудитории в соответствии с результатами жеребьевки;

доводит до сведения участников ЦЭ основные требования, предъявляемые к участникам ЦЭ в ходе его проведения;

вскрывает пакет с бланками ответов (пересчитывает бланки ответов и сверяет их фактическое количество и номера бланков с количеством и номерами, указанными в акте приемки-передачи бланков ответов из РИКЗ, о чем производит запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории);

информирует председателя организационной комиссии о несоответствии количества экзаменационных материалов во вскрытых пакетах количеству, указанному на пакетах, а также о других возможных внештатных ситуациях;

оформляет полученный из РИКЗ акт приемки-передачи бланков ответов;

организует раздачу бланков ответов в соответствии со схемой распределения экзаменационных вариантов в аудитории;

объясняет порядок заполнения бланка ответов;

перечеркивает по диагоналям не выданные участникам ЦЭ бланки ответов, складывает их в соответствующий пакет («Погашенные бланки ответов») и не запечатывает;

вскрывает пакет с экзаменационными работами (пересчитывает количество экзаменационных работ и сверяет их фактическое количество с количеством, указанным на пакете с экзаменационными работами, полученными из РИКЗ, о чем производит запись в протоколе проведения ЦЭ в аудитории);

организует раздачу экзаменационных работ участникам ЦЭ согласно схеме распределения вариантов, обращая внимание на вариант в бланке ответов;

вкладывает невыданные экзаменационные работы в соответствующий пакет и запечатывает его сразу же после начала отсчета времени на выполнение экзаменационной работы;

фиксирует на доске (планшете) время начала работы над выполнением экзаменационной работы и время его окончания;

информирует участников за 15 и 5 минут об окончании времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы;

фиксирует в протоколе проведения централизованного экзамена в аудитории факт выхода участников ЦЭ за пределы аудитории;

проверяет комплектность экзаменационных материалов, находящихся на рабочем месте участника ЦЭ до выхода из аудитории и повторно по возвращении участника ЦЭ в аудиторию;

отстраняет от участия в ЦЭ по данному учебному предмету и удаляет из аудитории участника ЦЭ, нарушающего требования прохождения ЦЭ, вносит данный факт в протокол проведения ЦЭ в аудитории (гасит бланк ответов такого участника ЦЭ путем перечеркивания по диагоналям, вкладывает в пакет с погашенными бланками ответов);

фиксирует факт освобождения участника ЦЭ от участия в ЦЭ по уважительной причине в случае заболевания, возникновения других уважительных причин или непредвиденных обстоятельств во время проведения ЦЭ (гасит бланк ответов такого участника ЦЭ путем перечеркивания по диагоналям, вкладывает в пакет с погашенными бланками ответов);

обеспечивает прием экзаменационных материалов (бланков ответов и экзаменационных работ), сбор всех листов для рабочих записей от участников ЦЭ;

организует пересчет экзаменационных материалов, упаковку в соответствующие пакеты, оформление сопроводительных ярлыков на пакетах;

оформляет акт приемки-передачи бланков ответов, протокол проведения ЦЭ в аудитории;

обеспечивает сохранность и конфиденциальность всех экзаменационных материалов до момента передачи их организационной комиссии, своевременную передачу пакетов с экзаменационными материалами организационной комиссии;

передает организационной комиссии протокол проведения ЦЭ в аудитории, листы для рабочих записей участников ЦЭ, использованные пакеты.

Педагогические работники руководствуются Инструкцией для ответственного педагогического работника по проведению централизованного экзамена в аудитории, размещенной на сайте учреждения образования «Республиканский институт контроля знаний» (далее – РИКЗ, https://rikc.by/), выполняют распоряжения ответственных педагогических работников (членов организационной комиссии). Педагогические работники:

являются в пункт проведения ЦЭ не позднее чем за два часа до начала проведения ЦЭ, имея при себе документ, удостоверяющий личность, и принимают участие в жеребьевке педагогических работников, узнав номер корпуса и аудитории, в которой им предстоит работать;

принимают участие в проверке и подготовке аудитории к проведению ЦЭ;

осуществляют допуск участников ЦЭ (первый педагогический работник располагается у входа в аудиторию, пропускает участников ЦЭ по одному в аудиторию, проверяя наличие пропуска, сверяя данные списка участников ЦЭ в аудитории с данными документа, удостоверяющего личность, соответствие фотографии личности участника ЦЭ, срок действия документа, удостоверяющего личность; второй педагогический работник, находящийся непосредственно в аудитории, осуществляет жеребьевку рассадки путем вытаскивания номеров посадочных мест и делает отметку в списке участников ЦЭ номера посадочного места (если в одной аудитории размещаются участники ЦЭ, использующие экзаменационные работы на русском и белорусском языке, жеребьевка проводится отдельно), рассаживает участников ЦЭ в соответствии со схемой нумерации мест в аудитории и следит за тем, чтобы сумки, книги и другие посторонние предметы, запрещенные к проносу в аудиторию, были сданы в гардероб (место для хранения), следит за тем, чтобы участники ЦЭ не переговаривались и не менялись местами;

следят за соблюдением порядка и дисциплины в аудиториях в ходе проведения ЦЭ;

наблюдают за выполнением участниками ЦЭ требований, предъявляемых к ним в ходе проведения ЦЭ, сообщают ответственному организатору (организационной комиссии) о выявленных нарушениях данных требований;

осуществляют раздачу бланков ответов в соответствии со схемой распределения экзаменационных вариантов в аудитории, а также раздачу экзаменационных работ участникам ЦЭ согласно схеме распределения вариантов, обращая внимание на вариант в бланке ответов;

консультируют участников ЦЭ по вопросам, возникающим в ходе заполнения области регистрации, по общим вопросам, возникающим в ходе проведения ЦЭ (ответы на такие вопросы следует произносить громко, доводя до всеобщего сведения);

осуществляют прием экзаменационных материалов (бланков ответов и экзаменационных работ), сбор всех листов для рабочих записей от участников ЦЭ (в момент сдачи участниками ЦЭ материалов сверить данные документа, удостоверяющего личность участника ЦЭ, с данными, внесенными в область регистрации бланка ответов, соответствие номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы);

участвуют в процессе пересчета экзаменационных материалов, упаковке в соответствующие пакеты, оформлении сопроводительных ярлыков на пакетах, оформлении акта приемки-передачи бланков ответов, а также протоколе проведения ЦЭ в аудитории;

в случае выхода участников ЦЭ из аудитории по уважительной причине обеспечивают сопровождение участника ЦЭ педагогическим работником вне аудитории;

обеспечивают эвакуацию в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Педагогический работник, преподающий учебный предмет, по которому проводится ЦЭ, выполняет функции, определенные для педагогического работника. Кроме того, отвечает только на вопросы общего характера, его информация доступна всем учащимся в аудитории, а не отдельному участнику экзамена.

Педагог-предметник не оказывает помощь в выполнении заданий, его задача снизить напряженность в аудитории, оказать психологическую помощь, помочь учащемуся сформулировать замечание по содержанию тестового задания (при его наличии) и корректно внести данное замечание в протокол проведения экзамена в аудитории.

В случае обнаружения дефектов печати бланка экзаменационного задания, опечаток, способных повлиять на выполнение задания учащимися, педагогический работник, преподающий учебный предмет, оперативно информирует об этом организационную комиссию. Организационная комиссия при необходимости связывается с РИКЗ. Педагог-предметник информирует учащихся в аудитории о решении организационной комиссии, согласованном с РИКЗ, по возникшей ситуации.

Источник: edu.gov.by

свернуть

Централизованный экзамен в вопросах и ответах

1. По каким предметам в 2023 году будет проводиться централизованный экзамен.

В 2023 году 11-классники будут сдавать два централизованных экзамена:

- русский язык или белорусский язык (по выбору учащегося);

- учебный предмет по выбору из числа предметов, по которым проводится централизованное тестирование («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение»).

 

2. Зависит ли выбор учебного предмета для сдачи централизованного экзамена от того, является ли он первым профильным предметом при поступлении в учреждение высшего образования или вторым профильным предметом?

Нет, не зависит. Можно выбирать любой учебный предмет из числа предметов, по которым предусмотрено централизованное тестирование. Если учащийся выберет первый профильный предмет, то на ЦТ он сдаст второй профильный и наоборот.

 

3. Предусмотрены ли иные выпускные экзамены, кроме централизованного экзамена?

Выпускники 11 класса в 2023 году сдают только централизованный экзамен. Иных экзаменов для получения аттестата об общем среднем образовании не предусмотрено.

 

4. Чем вызвана необходимость изменения подходов к итоговой аттестации 11-классников?

Аргументы для изменения итоговой аттестации очевидны:

– уменьшение нагрузки на учащихся (было 4 экзамена – стало 2);

– совмещение выпускной и вступительной кампании (результаты выпускных экзаменов засчитываются при поступлении в учреждение высшего образования);

– унификация форм проведения выпускных и вступительных экзаменов (не требуется дополнительной подготовки);

– мотивированный выбор будущей профессии (на этапе выбора предмета для сдачи централизованного экзамена необходимо определиться с дальнейшим профилем обучения);

– учитель готовит одновременно к выпускным и вступительным экзаменам (не требуются дополнительные занятия с репетитором);

– повышение ответственности учителя за результаты своей работы и, как следствие, повышение качества знаний выпускников.

 

5. Когда учащиеся 11 классов должны определиться с выбором предмета для сдачи централизованного экзамена? И как будет осуществляться регистрация для участия в централизованном экзамене?

В соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена, утвержденной постановлением Министерства образования от 11.07.2022 № 184, до 1 февраля 2023 г. в учреждениях образования должны быть утверждены комиссии по регистрации и обеспечению участия в централизованном экзамене.

Определиться с учебным предметом, который будут сдавать на централизованном экзамене, учащиеся должны до 1 марта. Таким образом, окончательный выбор необходимо сделать в феврале месяце.

Зарегистрирует учащихся на централизованный экзамен в системе регистрации комиссия учреждения образования. Учащимся никуда ездить для этого не надо. Для участия в основной срок проведения централизованного экзамена регистрация будет проводиться
с 1 по 20 апреля 2023 года.

Изменение сведений относительно выбранных учебных предметов, языка предоставления экзаменационных материалов после регистрации невозможно.

 

6. Кто может быть освобожден от централизованного экзамена?

От сдачи централизованного экзамена могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.

Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка.

 

7. Сохранены ли льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам для поступления в учреждения высшего образования?

Да, сохранены. Как и ранее, победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам зачисляются без экзаменов в учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении (победитель по физике не может поступить без экзаменов в лингвистический университет).

Победители третьего (областного, Минского городского) этапа республиканской олимпиады по учебным предметам, как и ранее, имеют право поступить в любое учреждение высшего образования на педагогические и наиболее востребованные экономикой специальности, а также со следующего года в региональные учреждения высшего образования на специальности, по которым этот предмет является одним из профильных при поступлении.

Таким образом, льготы для победителей республиканской олимпиады по учебным предметам не только сохранены, но и расширены.

 

8. Для каких еще категорий учащихся предусмотрены особенности в выпускной кампании 2023 года?

Отдельного внимания заслуживает вопрос итоговой аттестации слабослышащих, слабовидящих и учащихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Для них предусмотрено право выбора: или сдавать централизованный экзамен и, соответственно, централизованное тестирование при поступлении в учреждение высшего образования, или сдавать выпускной экзамен в школе и внутренний экзамен в учреждении высшего образования. При этом они должны оценить свои возможности по заполнению бланка ответов. Это необходимо разъяснить и учащимся, и родителям.

 

9. Какая отметка будет выставляться в аттестат об общем среднем образовании?

По итогам прохождения централизованного экзамена каждый учащийся 11 класса, получивший тестовый балл выше 0 (нуля), получает сертификат, в котором отметки выставлены по 100-балльной шкале. Баллы, выставленные в сертификате, переводятся в 10-балльную шкалу по шкалам, разработанным Министерством образования. В аттестат об общем среднем образовании выставляется итоговая отметка, которая является средним арифметическим годовой отметки и отметки по 10-балльной шкале.

Сертификат централизованного экзамена, как и сертификат централизованного тестирования, действителен 2 года.

 

10. Известны ли уже даты проведения централизованного экзамена в 2023?

Да, определены.

Основные дни: 14 мая 2023 г. – «Русский язык», «Белорусский язык»; 21 мая 2023 г.– предмет по выбору.

Предусмотрены резервные дни и иные сроки для тех, кто не смог принять участие в централизованном экзамене по уважительной причине в установленные даты. Они также определены:

резервные дни:

23 мая 2023 г. – «Русский язык», «Белорусский язык»;

25 мая 2023 г. – предмет по выбору;

иные сроки:

в июле во время резервных дней для централизованного экзамена;

21 августа 2023 г. – «Русский язык», «Белорусский язык»;

23 августа 2023 г. – предмет по выбору.

 

11. В период между 14.05.2023 и 21.05.2023 (днями проведения централизованного экзамена) каким образом будет организован образовательный процесс в учреждениях образования (самостоятельная подготовка к следующему экзамену или организованные занятия по расписанию)?

В период между ЦЭ в учреждениях общего среднего образования будут проводиться занятия в соответствии с расписанием.

 

12. Возможна ли доставка учащихся на ЦЭ самостоятельно родителями?

Нет, доставка на ЦЭ будет организована от учреждения образования в сопровождении педагогического работника. И это не зависит от того, требуется ли подвоз из сельского пункта в райцентр, или речь идет о передвижении в самом районном центре, областном городе или в Минске.

 

13. В случае, если ребенок получит по ЦЭ 0 или 1 балл (отрицательная отметка), будет ли выдан аттестат об общем среднем образовании?

Аттестат об общем среднем образовании будет выдан если среднее арифметическое между годовой отметкой и отметкой, полученной на ЦЭ по 10-балльной шкале, будет от 3 баллов и выше.

К ЦЭ также допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки от 3 баллов и выше.

 

14. Как выпускнику физико-математического направления выбрать предмет на ЦЭ, если в одном и том же ВУЗе на одном и том же факультете в зависимости от специальности 1-м и 2-м учебным предметом может быть как физика, так и математика?

При выборе учебного предмета для сдачи ЦЭ не надо принимать во внимание, является ли предмет первым или вторым предметом профильного испытания при поступлении в учреждения высшего образования.

Источник: edu.gov.by

свернуть