Секреты педагогического мастерства
Простые приёмы формирующего оценивания для учителей
Педагогам они помогут скорректировать программу, а ученикам — порефлексировать на тему своей учёбы.
Что это за приёмы и чем они полезны
Приёмы и техники, о которых пойдёт речь, направлены на рефлексию — ученики оценивают, что они уже узнали, как ощущают себя в процессе учёбы, чего им не хватает.
А педагогам и преподавателям они помогают:
- оценить понимание изученного «здесь и сейчас»;
- в режиме реального времени увидеть возникающие пробелы;
- быстро скорректировать программу.
Разберём четыре таких техники.
«Трёхминутная пауза»
Эту технику используют в середине урока, чтобы ученики могли ненадолго остановиться и осмыслить полученную информацию, задать вопросы или соотнести только что изученное со своим опытом.
Во время паузы предложите им поразмышлять с помощью таких формулировок:
- «Я изменил своё отношение к…»
- «Я был удивлён, что…»
- «Для меня стало открытием, что…»
«3-2-1» («Билет на выход»)
Эта техника используется в конце занятия. Учеников просят написать:
- три факта, о которых они узнали на занятии;
- два факта, которые показались им наиболее интересными;
- один вопрос, который у них остался, или вывод, который они сделали.
Конечно, формулировки или вопросы могут быть разными — необязательно использовать именно перечисленные. Всё зависит от задач, которые вы себе ставите, или тем, которые проходите.
Такие вопросы помогают быстро понять, что ученики вынесли из урока. А может быть, определить, что важного они, наоборот, не запомнили, — и после сделать на этом акцент.
«Вопрос одной минуты»
Этот приём также предназначен для завершения занятия. Попросите учеников за одну минуту ответить на вопрос о пройденном. Например:
- Какую связь между темой урока сегодня и вчера ты заметил(-а)?
- Что лучше всего ты запомнил(-а) по итогам урока?
- На какие свои вопросы по теме урока ты не получил(-а) сегодня ответ?
- Согласны или не согласны вы с таким-то утверждением и почему (например, с утверждением: «Расчёт процентов изучать не обязательно»)?
Ответы на эти вопросы могут быть анонимными, если нужно оценить ситуацию в классе. А можно попросить подписать ответы и в дальнейшем, например, перестроить работу: объединить тех, кто лучше понял тему, с теми, кто понял её похуже.
«Парковка вопросов»
Для этой техники понадобится небольшое пространство, где ученики могут оставлять вопросы, комментарии, просьбы о помощи. Например, такой «парковкой» может быть ватманский лист, на который клеят разноцветные стикеры, или небольшая коробка, куда можно складывать бумажные листы с записями. Конечно, пространство парковки может быть и в онлайне — например, для этого хорошо подойдут интерактивные доски.
Что учитывать при использовании этих приёмов и техник
Есть несколько основных принципов, которые стоит соблюдать.
- Внимательно отнеситесь к формулировкам вопросов и к тому, что вы просите от своих учеников. Представьте, какими могут быть ответы, и подумайте, как дальше распорядиться этой информацией — ведь она нужна не сама по себе, а для планирования следующих шагов. Здесь очень важна осознанность. Лучше не задавать вопросы в духе «Понравился ли вам урок?» — эта информация вам вряд ли пригодится, да и оценивать её правдивость сложно.
- Используя такие техники с детьми, не ждите быстрых результатов. Возможно, поначалу они не выдадут осмысленных, развёрнутых ответов. Практика показывает, что первое время у них будет множество вопросов и недопониманий — что следует написать в этой строчке или вот в той. Это нормально, через некоторое время на задание у них будет уходить не больше пяти минут.
- Заранее подготовьте своих учеников к заданию, чтобы все понимали, что от них будет требоваться в конце занятия. То есть предупредите в начале урока, что в конце вы попросите их ответить на такие-то вопросы.