Общие сведения о районе

18.02.2022

Общие сведения о районе

Начавшаяся в феврале 1919 года война с Польшей и ее неблагоприятное развитие для советских войск поставили вопрос о заблаговременной подготовке тыловой полосы обороны западного театра военных действий. С этой целью 23 июля 1919 года Революционным военным советом (РВС) Западного фронта издается приказ №04409/оп, в котором ставилась задача «...немедленно приступить к организации узлов обороны в последующих пунктах: Новая Ладога, Новгород, Старая Русса, Великие Луки, Полоцк, Борисов, Бобруйск и Мозырь». Из этого приказа следовало, что тыловая полоса обороны Западного фронта должна была быть готова к середине сентября 1919 года. На правом берегу реки Западная Двина были построены два рубежа: первый — по реке Дрисса и второй — от деревни Моски через деревню Боровуха-1 до деревни Артейковичи. Комиссия решила, что для непосредственной обороны узла необходимо остановиться на двух рубежах: на левом берегу реки Западаная Двина — от «господского двора Екимания» через деревню Бельчица до деревни Козянки и на правом берегу — от села Боровое через деревни Боровуха-1, Янково, Половинники до деревни Струня. С ноября 1919 года по март 1920 года силами 49 й (бывшей 1-й) бригады 17 й стрелковой дивизии проводится инженерное оборудование оборонительных позиций по правому берегу Западной Двины. Работы велись на рубеже Боровуха-1 — Немерзль. В основном это были окопные работы и строительство деревоземляных сооружений. Развитие событий после гражданской войны показало, что результаты деятельности военных инженеров под Полоцком в 1919 — 1920 гг. послужили основой для определения участков строительства батальонных районов Полоцкого укрепленного района. 

В 1927 году обостряется международное положение.  План оборонительных работ Белорусского военного округа на 1927— 1928 гг. предусматривал постройку в Полоцком укрепленном районе 40 огневых точек: северо-западный сектор (район Боровухи-1) — 24; предмостные позиции (район Черноручья) — 16. Кроме этого, предполагалось построить наблюдательные пункты, дороги, линии связи. В 1928 году были построены первые 4 ДОТа предмостной позиции на правом берегу Западной Двины, в непосредственной близости от Полоцка. Эти огневые точки прикрывали дороги, ведущие в Полоцк: с юга — из Лепеля, с юго-запада железная дорога из Молодечно, с запада дорога из Дисны. Экономическое положение страны было тяжелым, и выполнить планы в намеченные сроки не удалось. Только осенью 1929 года Реввоенсовет нашел возможность финансирования работ. В 1930 году было построено 47 сооружений.

Ротный район обороны «Р», прикрывавший северо-западные и северные подступы к военному городку Боровуха-1 – центру Северного сектора Полоцкого укрепрайона, строился в 1931 году 5-м строительным участком УНР-27 под руководством производителя работ инженера Денискина.Комендантом укрепленного района в это время был К.Я. Варес, начальником инженеров Бочковой. Посадкой сооружений руководил в 1931 – 1932 гг. комендант К.Я. Варес совместно с начальником штаба УР Кругловым.

Левый, южный, фланг района обороны смыкался с довольно мощным Батальонным районом обороны «А», а правый загибался к северу и упирался в озеро Званое с болотистыми берегами и так же опирался на озеро Солдатское находящееся несколько в тылу.

В районе деревни Тиновка, в 3-х км к северу от Боровухи-1, и далее на север расположены значительные высоты с крутыми склонами, которые позволяли в случае нападения в зимнее время по льду озера Званое оборонять рубеж даже незначительными силами.

Кроме того, выдвинутый на запад батальонный район обороны «А», сдвинутый несколько северо-восточнее ротный район «Р» и значительно выдвинутый вперед ротный район обороны «В» северо-западнее озера Званое образовывали в районе нынешнего полигона классический огневой мешок, в который летом 1941 года не преминула попасть немецкая пехота из состава 206-ой пехотной дивизии с частью сил 110-ой и разведывательный батальон 86-ой пехотной дивизии, пытавшийся здесь прикрыть фланг своего соединения. Перечисленные гитлеровские части понесли здесь серьезные потери от артиллерийского огня советской армии. Дело в том, что ось наступления гитлеровцев здесь приходилась на полигон образованный в 1938 году. Разумеется все ориентиры на родном полигоне советскими артиллеристами были заранее пристреляны.

Ротный район обороны «Р» первоначально в 1931 году состоял из 5 сооружений. ДОТ тип «Б» №16, имевший на вооружении 3-и станковых пулемета Максим и два ручных пулемета Дегтярева, и трехамбразурный ДОТ типа М-2 №183 (вооружение 3-и станковых пулемета Максим и один ручной пулемет) встречали вероятного противника непосредственно у дороги северо-западнее Боровухи-1.

В июле 1941 года Екатериненский тракт здесь был перекрыт надолбами и был заминирован, поэтому танки 19-ой танковой дивизии здесь сходу прорваться не могли. Северный фланг района обороны прикрывался двумя ДОТами М-2 №18 и №13 (оба – на две амбразуры, каждый из них имел на вооружении два станковых пулемета Максим и один ручной ДП).

Осуществление руководства районом обороны и создание глубины обороны обеспечивал ДОТ тип М-1 №17, совмещенный с командным пунктом и центром телефонной связи.

Позже в 1932 году в связи с развитием нового рода войск – танков – было принято решение защитить танкоопасное направление вдоль Екатериненского тракта и Ротный район обороны «Р» был усилен двумя противотанковыми ДОТами – ПТОТами № 11 и №14 – противотанковыми огневыми точками с типом защиты М-2, которые из-за задержки поставок башен Т-26 первоначально вооружались двумя ручными пулеметами и представляли собой по сути тобрук.

В том же 1932 году глубина обороны вдоль Екатериниского тракта в районе Боровухи была признана неудовлетворительной и для ее увеличения было принято решение о строительстве ДОТов №15 и №19. Оба эти ДОТа были типовыми М-2 на три амбразуры с вооружением состоящим для каждого из 3-х станковых пулеметов Максим и одного ручного ДП.

В 1936-ом году в военном городке Боровуха-1 строятся дома офицерского состава 17-ой стрелковой дивизией, которые вскоре будут переданы вновь формируемой 50-ой УРовской дивизии, а так же казарменный городок 18-ой механизированной бригады. Кроме того, в это же время от Екатериниского тракта в северном направлении был протянут трубопровод накрытый насыпью для оперативной заправки танков Т-26 18-ой механизированной бригады.

Между ПТОТом №11 и ДОТом №18 было построено бензохранилище (железобетонные полуподземные резервуары). Насыпь и бензохранилище с одной стороны ограничили дальность обстрела ДОТа №18 и исключили возможность прикрытия им тыла ПТОТа №11, а с другой – создали довольно серьезное противотанковое препятствие, в виде высокой насыпи со рвом, прикрывавших 800 метров фронта.

Официальная дата начала боевых действий под Полоцком — 3 июля 1941 года.  Согласно распоряжению Военного совета 22-й армии от 29 июня 1941 года к рассвету 30 июня все ДОТы были заняты гарнизонами и приведены в боевую готовность. 

С 9 июля разгорелось сражение на боровухском направлении, куда пришелся удар около 100 немецких танков, поддержанных пехотой. По свидетельству старожилов, местность у некоторых ДОТов у Боровухи-1 была усеяна трупами немецких солдат.

С утра 11 июля части 19 й танковой и 14 й моторизованной дивизий продолжили наступление на боровухском направлении, пытаясь развить первоначальный успех. К исходу дня все резервы защитников Полоцкого боевого участка были введены в бой, но восстановить положение в направлении Боровухи-1 не удалось. 

В течение последующих 3-х дней (11, 12, 13 июля), противник силами 23-го армейского корпуса наносил удар на фронте Старый Двор — Боровуха-1 в северном секторе.

В огневой бой ДОТы района вступили утром 13-го июля 1941 года и несколько дней, до середины дня 15-го июля 1941 года, отбивая по 4-5 атак вражеской пехоты из состава 206-ой и 110-ой дивизий Вермахта сдерживали многократно превосходящего по численности и артиллерии врага.

13-го июля 1941 года часть пехоты 86-ой пехотной дивизии гитлеровцев попыталась было проползти в обход советских районов обороны по краю болот примыкающих к Званому озеру с юга в тыл позиций, но советские воины их накрыли артиллерией, а остатки рассеяли пулеметным огнем гарнизона ДОТа №13. Атака немцев здесь успеха не имела. Зато удар трех полков гитлеровцев через Матейково на Владычино и Белое (ныне Азино) проломил нашу оборону и вывел немцев во фланг защитников укрепрайона у деревни Тиновка. В этой ситуации почти не имея резервов для парирования ударов многократно численно превосходящего врага наши отсекали вражескую пехоту пулеметами вынесенными из ДОТов на полевые позиции с прилегающих господствующих высот. Сейчас трудно сказать удалось ли гарнизону ДОТа №13 отступить вместе со всеми войсками Зыгина на Невельском направлении 15-го июля 1941 года или он погиб в бою.

14 июля части 174-й стрелковой дивизии продолжали удерживать Полоцкий укрепленный район, отбивая атаки противника в направлении Боровухи-1. Об упорстве и стойкости 174-й стрелковой дивизии говорят данные о потерях немцев в эти дни. Только 494-й стрелковый полк уничтожил сотни гитлеровцев, до 30 танков, 14 орудий, 15 минометов, 47 станковых пулеметов, 21 автомашину.

При отходе из города 13 – 15 июля северо-восточнее Полоцка штаб 174-й стрелковой дивизии во главе с командиром дивизии был отрезан немцами от боевых частей. На выручку командиру пришла пехота, и положение было восстановлено. Отход дивизии и других частей прикрывал арьергард — первый батальон 494-го стрелкового полка под командованием капитана А. И. Кочнева, который предпринял контратаку с рубежа Заматина, Боровуха-1 в направлении Владычино. В это время в огневой бой вступили ДОТ №19и ДОТ №15, сдерживая продвижение пехоты врага по Екатериненскому тракту, тем самым давая возможность отойти основным силам защитников Полоцка. Прикрывая отход своих товарищей, в ДОТах осталось по несколько красноармейцев, которые и отбивались до последнего от наседавшей гитлеровской пехоты. Говорить о длительном сопротивлении оставшихся героев в таких условиях не приходится, слишком не равны были силы: несколько десятков пулеметчиков на все ДОТы под Боровухой против всей 206-ой и части 110-ой пехотных дивизий врага.

В районе хутора Болдышево 15 июля произошел бой между гитлеровскими пехотинцами и красноармейцами. Склад ГСМ, развалины которого можно осмотреть и в наше время, находился северо-восточнее хутора между ПТОТом №11 и ДОТом №18.

Железобетонные подземные резервуары для хранения бензина были построены здесь до войны, для обеспечения топливом танков Т-26 восемнадцатой (позже перенумерована в 25-ую) танковой бригады (ее казарменный городок после войны занял 357-ой парашютно-десантный полк).

В ходе этого боя гарнизон ДОТа №18, судя по всему, сумел отойти из ДОТа на восток, при общем отступлении советских частей, а вот гарнизон ПТОТа №11, стоявшего на западной окраине хутора погиб. Об этом поведала после войны пожилая местная жительница Склюева Марина Дмитриевна 1927 года рождения:

«Утром проснулись от шума, это опять немцы начали обстрел. Как сейчас помню, как летели бомбы и поднималась земля. Самолеты летели очень низко. Не помню, сколько было самолетов. Дом соседа сгорел, потому что крыша соседа была покрыта соломой. Сарай через дорогу сгорел. Мать никого не выпускала из дома. Весь центр хутора быстро загорелся, казалось, что все в огне. В окна было видно, как горел центр и окраина нашего хутора, где находили наши красноармейцы».

Рассказывают так же о том, что внутри ПТОТа №11 есть надписи, написанные кровью, но на данный момент их обнаружить не удалось, так как ДОТ полностью разрушен.

По рассказам местных жителей известно, что 17 июля 1941 года в районе Боровухи-1 еще держали оборону советские части и что ДОТы Полоцкого укрепленного района продолжали вести бои с немецкими частями до 19 июля. 

При отходе гарнизонов ДОТов района «Р», часть из красноармейцев осталась в ДОТах, прикрывая товарищей, и погибла в бою, часть сумела прорваться, а часть попала в плен, наткнувшись на уже зашедших в тыл немцев из состава 86-ой пехотной дивизии. Позже в оккупацию попавшие в плен погибли в Боровухском концлагере и по свидетельству узника концлагеря Николая Обрыньбы похоронены на мемориале «Звезда».