Ресурсный центр "Гимназия - территория здоровья"

   ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ШКОЛА – ТЕРРИТОРИЯ ЗДОРОВЬЯ»

 

    Проводимая в Республике Беларусь государственная политика, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в период получения образования на основе межведомственного взаимодействия обеспечивает устойчивое развитие государства. Учреждения общего среднего образования (далее – УОСО) являются тем образовательным пространством, в рамках которого происходит не только профессиональное, социальное и гражданское самоопределение учащихся, но и формирование их здоровья.

    Для реализации мероприятий по сохранению и укреплению здоровья, созданию единой системы здоровьесберегающих мероприятий, с 2016 года в нашей республике на базе УОСО функционирует информационный профилактический проект «Школа – территория здоровья», который с 2021 года реализуется в рамках Государственной программы «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» на 2021–2025 гг. (Подпрограмма 2 «Профилактика и контроль неинфекционных заболеваний»; Задача 1. Снижение влияния факторов риска неинфекционных заболеваний за счет создания единой профилактической среды; п. 31. Реализация информационного профилактического проекта «Школа – территория здоровья» в учреждениях общего среднего образования).

Цель реализации проекта «Школа – территория здоровья» – объединение усилий участников образовательного процесса (обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники), медицинских работников, представителей общественных объединений, других заинтересованных в здоровьесбережении.

    Осуществление проекта «Школа – территория здоровья» соответствует международному опыту (40 стран европейского региона), где с 1991 г. под эгидой Европейской комиссии, Совета Европы и Европейского регионального бюро ВОЗ функционирует сеть Школ здоровья (School for health in Europe – SHE). Реализация SHE свидетельствует, что обеспечение здоровья в школах, являясь неотъемлемой частью стратегии в области здравоохранения и образования в странах-членах ЕС, обеспечивает разработку и реализацию национальной политики в области укрепления здоровья населения страны. В декабре 2014 г. к группе SHE присоединена Республика Беларусь

     Для реализации проекта «Школа − территория здоровья» Министерством здравоохранения Республики Беларусь утверждены инструкции по применению:

  • Инструкция по применению «Формирование здоровьесберегающей среды в учреждениях общего среднего образования» (регистрационный № 019-1215, утв. 21.03.2016);
  • Инструкция по применению «Организация ресурсных центров сохранения здоровья в учреждениях общего среднего образования» (регистрационный № 018-1215, утв. 21.03.2016).

    С целью продвижения мероприятий по здоровьесбережению на административных территориях, начиная с 2016 г., специалистами государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования» и государственного учреждения «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» проводится обобщение передового опыта реализации проекта «Школа − территория здоровья» с подготовкой аналитических материалов:

  • Информационное письмо «О создании Школ здоровья в Республике Беларусь», 2016 г.;
  • Информационное письмо «О реализации в Республике Беларусь межведомственных информационных проектов «Школа – территория здоровья», «Здоровая школа», «Здоровый класс»», 2017 г.;

    Аналитический обзор «Реализация в Республике Беларусь межведомственного информационного проекта «Школа – территория здоровья» в 2016 – 2023 годах».

 

    Для оценки результативности работы по сохранению здоровья учащихся в процессе обучения один раз в году УОСО, участвующие в реализации проекта «Школа − территория здоровья», должны проводить оценку его эффективности в соответствии с разработанной Методикой оценки эффективности реализации межведомственного информационного проекта «Школа – территория здоровья».

    Для обобщения имеющегося в регионах республики опыта по здоровьесбережению ежегодно, начиная с 2017 г., специалистами центров гигиены и эпидемиологии совместно с медицинскими работниками, оказывающими медицинскую помощь учащимся, а также специалистами отделов образования, спорта и туризма исполкомов проводится оценка УОСО Республики Беларусь, участвующих в реализации проекта «Школа – территория здоровья». 

          В Республике Беларусь в 2022/2023 учебном году проект «Школа здоровья» реализуется в 2128 УО (2021/2022 учебный год - 2005), что составляет 78,9 % от всех УО республики.          Наиболее высокий удельный вес УО, участвующих в реализации проекта, в Гродненской (96,8%), Брестской (95,8%) областях и г. Минске (87,9%).

 

    Сформированы сводные таблицы за 2022/2023 учебный год, характеризующие реализацию проекта «Школа – территория здоровья» по областям и г. Минску.

В зависимости от уровня реализации мероприятий по здоровьесбережению УОСО, реализующие проект «Школа – территория здоровья» структурируются по следующим ступеням функционирования:

I ступень – «Школа, пропагандирующая здоровье». УОСО работает на базовом уровне и заявляет себя как структура, пропагандирующая здоровый образ жизни.

II ступень – «Школа, содействующая укреплению здоровья». УОСО осуществляющее частично комплекс мероприятий необходимых для формирования здоровьесберегающей среды.

III ступень – «Школа здоровья». Образцовое УОСО, имеющее наиболее высокий уровень развития и реализующее структурированный комплексный подход к созданию здоровьесберегающей среды как в УОСО, так и в домашних условиях.

В 2023 году проведена оценка эффективности реализации проекта. Сформированы сводные таблицы за 2022/2023 учебный год, характеризующие эффективность реализации проекта «Школа – территория здоровья по областям и г. Минску.

ФОРМЫ РАБОТЫ

1.Учет состояния здоровья детей:

  • анализ медицинских карт;
  • определение группы здоровья;
  • учет посещаемости занятий;
  • контроль санитарно-гигиенических условий и режима работы классов.

2.Физическая и психологическая разгрузка учащихся:

  • организация работы спортивных секций, объединений по интересам;
  • индивидуальные занятия;
  • подвижные перемены;
  • дни здоровья;
  • физкультминутки для обучающихся;
  • организация летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием.
  • классные и общешкольные мероприятия физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой направленности.

свернуть

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

* Медицинское направление предполагает:

  • создание соответствующих санитарным требованиям условий для формирования и сохранения здоровья учащихся, а также для воспитания и обучения детей;
  • составление расписания на основе санитарно-гигиенических требований;
  • проведение физкультминуток;
  • гигиеническое нормирование учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом расписания, режима дня;
  • планомерная организация питания учащихся;
  • проведение обязательного медицинского обследования.

* Просветительское направление предполагает

  • организацию деятельности с учащимися по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • организацию деятельности с родителями по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании;
  • пропаганду физической культуры и здорового образа жизни через уроки биологии, географии, химии, ОБЖ, физической культуры и здоровья;
  • пропаганду здорового образа жизни через внеклассные мероприятия (тематические классные часы, лекции, познавательные игры, конкурсы рисунков, плакатов, стихотворений, различные акции);
  • совместную работу с учреждениями здравоохранения и органами внутренних дел по профилактике токсикомании, наркомании, курения и алкоголизма.

* Психолого-педагогическое направление предполагает:

  • использование здоровьесберегающих технологий в учебной деятельности;
  • обеспечение адаптации обучающихся на разных этапах обучения;
  • развитие познавательной и учебной мотивации;
  • формирование у обучающихся навыков саморегуляции и здорового образа жизни;
  • организация психолого-медико-педагогической и коррекционной помощи учащимся.

* Спортивно-оздоровительное направление предполагает:

  • организацию спортивных-массовых мероприятий с целью профилактики заболеваний и приобщение к здоровому досугу;
  • широкое привлечение обучающихся и их законных представителей к физической культуре и спорту, используя различные формы работы;
  • совершенствование системы внеклассной и внешкольной работы по формированию здорового образа жизни обучающихся.

* Диагностическое направление предполагает:

  • проведение мониторинга состояния здоровья обучающихся;
  • обследование условий проживания и воспитания обучающихся;
  • контроль внеурочной занятости обучающихся.
  1. РЕАЛИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОГРАММЫ:
  • Проведение динамических пауз и подвижных игр во время учебного дня.
  • Посильные домашние задания, которые должны составлять не более одной трети выполняемой работы в классе.
  • Контроль за сменой видов деятельности учащихся в течение дня, чему способствует удобное расписание уроков.
  • Проведение ежедневной влажной уборки, проветривание классных комнат на переменах, озеленение школьных помещений комнатными растениями.
  • Обеспечение каждого учащегося горячим питанием в школьной столовой.
  • Контроль условий теплового режима и освещённости классных помещений.
  • Привлечение учащихся к спортивно-оздоровительным и культурно-массовым мероприятиям во внеурочное время, занятиям в спортивных секциях, объединениях по интересам спортивной направленности, действующих в учреждении образования и в учреждениях дополнительного образования города.
  • Обучение детей правильному отношению к собственному здоровью через проведение бесед, воспитательных часов с учётом возрастных особенностей детей с привлечением законных представителей и социальных партнеров.
  • Создание комфортной атмосферы в учреждении и классных коллективах, толерантным отношений всех участников образовательного процесса.
  • Обучение учащихся оказанию доврачебной помощи себе и окружающим.

свернуть

ОБОСНОВАНИЕ И АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

   Современные государственные и общественные реалии, кардинальные изменения в социальной жизни привели к принципиальным изменениям системы образования в Республике Беларусь. Ставка делается на сохранение и укрепление здоровья нации, в частности учащихся учреждений образования.

      Статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомы с болезнями, при чем иногда довольно близко. У детей впечатлительных и физически ослабленных формируется комплекс неудачника. К таким последствиям приводит психогенные факторы, т.е. условия, которые вызывают нервно-психические заболевания, травмируют душу. К сожалению, не редко эти психогенные факторы процветают в семье. Здоровье ребенка напрямую связано с его душевным равновесием и эмоциональным благополучием. Так же большинство школьников очень мало знают о своем теле, об особенностях его строения и функциях, о здоровье как главной ценности человека. Из-за отсутствия элементарных знаний молодые люди совершает множество ошибок, которые становятся роковыми. Чем раньше у подростка сформируется осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом.

    В связи с этим для реализации информационного проекта «Гимназия - территория здоровья» в рамках государственной программы  «Здоровье народа и демографическая безопасность Республики Беларусь» необходимо создание единой профилактической среды (как в учреждении образования, так и в домашних условиях). Проект подразумевает совместную деятельность педагогических работников, учащихся и законных представителей, а также других заинтересованных организаций в сохранении и укреплении здоровья детей.

Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения образования путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов.

Задачи:

  • формировать у обучающихся систему знаний на игровых, учебных и факультативных занятиях и во внеурочное время о сбережении здоровья, мотивацию на сохранение здоровья;
  • создать систему содержательного, информационного, материально-технического обеспечения агитационной и пропагандистской ра­боты по приобщению подрастающего поколения, педагогов, законных представителей, обучающихся к здоровому образу жизни;
  • создать в учреждении оптимальный двигательный режим для обучающихся с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развивать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
  • применять технологии, сберегающие здоровье, в образовательном процессе.
  1. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЯ

3.1. Функции медицинской службы:

  • проведение диспансеризации учащихся;
  • медосмотр учащихся, определение уровня физического здоровья;
  • пульсометрия;
  • исследование уровня физического и психофизического здоровья учащихся;
  • выявление учащихся специальной медицинской группы.

3.2. Функции руководства:

  • общее руководство реализацией проекта: организация, координация, контроль;
  • общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в учреждении;
  • организация освещения вопросов сбережения здоровья человека на учебных и факультативных занятиях;
  • организация и контроль учебных, факультативных занятий, спортивных секций по физической культуре и здоровью;
  • обеспечение работы спортивного зала во внеурочное и каникулярное время;
  • разработка системы внеклассных мероприятий в шестой школьный день по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;
  • организация работы классных руководителей по программе сбережения здоровья и ее контроль;
  • организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение поддержки детей из таких семей;
  • организация и контроль работы социальной психолого-педагогической службы учреждения образования;

3.3. Функции классного руководителя:

  • организация и проведение мероприятий по профилактике:
  • частых заболеваний учащихся; - детского травматизма на дорогах; - наркозависимости, токсикомании, табакокурения;
  • организация и проведение профилактической работы с законными представителями;
  • организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, конкурсы и др.) в рамках проекта «Школа – территория здоровья»;
  • диагностика уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, правил дорожного движения, правовой культуры.

свернуть

Защити себя и окружающих от инфекции

VxGdG0YUs7k

yjdkN3Qnrx4

EBlN4petWms

ohD9nlSdue4

 

Фотогалерея:

свернуть

Профилактика нарушений зрения и оздоровление учащихся с миопией

    Зрение принадлежит к числу интереснейших явлений природы. Зрение дает людям 90 % информации, воспринимаемой из внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение.

    Исходя из этого положения, надо рассматривать нарушения зрения у детей как большую, сложную проблему и особое внимание акцентировать на профилактике этих нарушений.

    В гимназии проводятся мероприятия по профилактике нарушений зрительных функций и здоровья (с приглашением врача-офтальмолога детской поликлиники).

    В учебных кабинетах гимназии при посадке учащихся направление основного потока естественного освещения левостороннее. Требования по предупреждению затемнения окон (использование штор, расстановка цветов) соблюдаются. В учебных кабинетах уровни искусственной освещенности соответствует установленным нормам. Цветовое оформление отдельных элементов мебели и стен соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и формирует благоприятный световой климат. Регулярно проводится контроль соблюдения объема и режима учебной деятельности. Педагоги владеют вопросами профилактики нарушений зрения. Ежегодно в августе месяце врач-офтальмолог детской поликлиники проводит с ними методическую консультацию. В учреждении образования подготовлена информация (памятки, информация на сайте и др.) для педагогических работников, учащихся, их родителей по профилактике нарушений зрения.

    На всех учебных занятиях проводится гимнастика для глаз, учащиеся владеют навыками ее выполнения.

    В каждом классном журнале в помощь учителям-предметникам и классным руководителям размещены памятки для проведения гимнастики.

Профилактика нарушений зрения

Причины нарушения зрения

Ø Длительное напряжение глаз.

Ø Слабые мышцы хрусталика глаза.

Ø Ухудшение кровообращения глаз. Причиной могут служить нарушения внутренних процессов в организме.

Ø Сухость глаз. Из-за длительного просмотра чего-либо в смартфоне.

Ø Ухудшение состояния сетчатки. Происходит в результате ее старения. Симптомы, сигнализирующие о необходимости обращения к специалисту

Ø Расплывчатое или нерезкое видение предметов, рассмотреть которые ранее для вас не представляло труда.

Ø Временная пропажа и затуманивание зрения.

Ø Излишняя слезоточивость и зуд в области глаз.

Ø Покраснение и боль в глазах. Боль в глазах от яркого света или при длительном напряжении глаз.

Профилактика

Ø При длительном нахождении за монитором компьютера, очень полезно время от времени устремлять взгляд на максимально отдаленный предмет, затем прикрывать глаза руками на несколько секунд, чтобы они оказались в полной темноте. Это поможет им расслабиться.

Ø Старайтесь избегать трудно разборчивых, плохо напечатанных текстов. Это благоприятно повлияет и на зрение, и на состояние нервной системы.

Ø Отведите достаточное количество времени для сна. В это время наши глаза, как и весь наш организм, отдыхают и восстанавливаются.

Ø Правильно питайтесь, пейте достаточно жидкости.

Физкультминутка для глаз

Ø Водите глазами, не поворачивая головы, вправо-влево по горизонтальной прямой.

Ø Сделайте 10 повторов. Затем сделайте 10 движений вниз—вверх вдоль вертикальной прямой. Столько же раз сделайте вращающие движения зрачками по часовой стрелке, затем против нее.

Ø Постарайтесь 20 раз как можно быстрее крепко зажмурить и раскрыть глаза.

Ø Постарайтесь вращать глазами так, чтобы траектория их движения образовывала восьмерку.

Ø Быстро поморгайте на протяжении 60 секунд, не напрягая сильно веки и глаза.

Фотоинформация

свернуть

Профилактика нарушений зрения

Причины нарушения зрения

Ø Длительное напряжение глаз.

Ø Слабые мышцы хрусталика глаза.

Ø Ухудшение кровообращения глаз. Причиной могут служить нарушения внутренних процессов в организме.

Ø Сухость глаз. Из-за длительного просмотра чего-либо в смартфоне.

Ø Ухудшение состояния сетчатки. Происходит в результате ее старения.

Симптомы, сигнализирующие о необходимости обращения к специалисту

Ø Расплывчатое или нерезкое видение предметов, рассмотреть которые ранее для вас не представляло труда.

Ø Временная пропажа и затуманивание зрения.

Ø Излишняя слезоточивость и зуд в области глаз.

Ø Покраснение и боль в глазах. Боль в глазах от яркого света или при длительном напряжении глаз.

Профилактика

Ø При длительном нахождении за монитором компьютера, очень полезно время от времени устремлять взгляд на максимально отдаленный предмет, затем прикрывать глаза руками на несколько секунд, чтобы они оказались в полной темноте. Это поможет им расслабиться.

Ø Старайтесь избегать трудно разборчивых, плохо напечатанных текстов. Это благоприятно повлияет и на зрение, и на состояние нервной системы.

Ø Отведите достаточное количество времени для сна. В это время наши глаза, как и весь наш организм, отдыхают и восстанавливаются.

Ø Правильно питайтесь, пейте достаточно жидкости.

Физкультминутка для глаз

Ø Водите глазами, не поворачивая головы, вправо-влево по горизонтальной прямой.

Ø Сделайте 10 повторов. Затем сделайте 10 движений вниз—вверх вдоль вертикальной прямой. Столько же раз сделайте вращающие движения зрачками по часовой стрелке, затем против нее.

Ø Постарайтесь 20 раз как можно быстрее крепко зажмурить и раскрыть глаза.

Ø Постарайтесь вращать глазами так, чтобы траектория их движения образовывала восьмерку.

Ø Быстро поморгайте на протяжении 60 секунд, не напрягая сильно веки и глаза.

свернуть

Гимнастика для глаз

- Отложите книги и тетради, откиньтесь на спинку стула и расслабьтесь. - Закройте глаза и посидите тихо и спокойно.

- Зажмурьте глаза изо всех сил на 3-5 секунд, а потом откройте их на 3-5 секунд. Повторите эти действия 3-5 раз. Упражнение укрепляет глазные мышцы, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаза.

- Посмотрите прямо перед собой несколько секунд, затем посмотрите на кончик своего носа 2-3 секунды. Повторите это упражнение 3-5 раз. Упражнение снимает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

- Быстро поморгайте в течение 0. 5-1 минуты. Упражнение способствует улучшению кровообращения.

- Вытяните вперед руку. Следите взглядом за кончиком указательного пальца, медленно приближая его к кончику носа, а затем медленно отводя руку обратно. Повторите 3 раза. Упражнение развивает способность удерживать взгляд на близких предметах, не уставая.

- Массируйте веки подушечками пальцев, делая круговые движения. Упражнение расслабляет мышцы глаз и вследствие этого улучшает кровообращение.

- Тремя пальцами рук слегка нажмите на верхнее веко, через 1-2 секунды уберите пальцы. Повторите 3 раза. Упражнение улучшает циркуляцию внутриглазной жидкости.

- Не меняя положения головы, посмотрите сначала вверх, затем вниз и наконец перед собой. Повторите 3 раза.

- Делайте глазами круговые движения по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Повторите 3 раза.

- Посмотрите в окно, найдите самую дальнюю точку пейзажа и задержите на ней взгляд в течение 1 минуты. Затем переведите глаза на предмет, находящийся вблизи от Вас, и задержите взгляд на 1 минуту.

- Опустите голову и посмотрите на пол перед собой. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула или кресла и посидите так 1 минуту.

свернуть